Впервые я увидел эту пластинку на ларьке, славящемя ассортиментом пиратской продукции по соседству со сборником лучших песен ДДТ, символично названным "Пролетела" (очень сильно смахивающий на официальную компилляцию "Просвистела", вышедшую полтора года назад), и первой мыслью стало бурное негодование: "Совсем пираты стыд потеряли, на святое замахнулись, на ЛЕНИНГРАД!". Почти окончательно меня уверила в этом незамысловатая "нежно розового цвета" обложка. И лишь прочитав о новинке в средствах масовой информации я поверил, что "Маде ин Жопа" - самый что ни на есть настоящий альбом Шнура и Ко.
Обложка, правда, все равно явно свидетельствует, что на данном альбоме бессовестно наживаются. Только не пираты, а издатели, крупными буквами написавшие ЛЕНИНГРАД и лишь скромно в уголочке заметившие, что "ТРИ ДЕБИЛА исполняют неизвестные песни ЛЕНИНГРАДА". Короче говоря на сие творение была навешена модная этикетка, способствующая увеличению продаж и никак не отражающая содержание.
Что такое нынешний ЛЕНИНГРАД? Это армия духовых инструментов, олицетворяющая заявленный стиль ска. У ТРЕХ ДЕБИЛОВ все духовые представлены одной лишь тубой, время от времени незаметно вступающей. Зато весь акцент с выдувающих медь труб перемещен на аккордеон, в записи альбома участвовали аж три аккордеониста. Поэтому вместо ленинградского угара, не дающего перевести дух, "Маде ин Жопа" сделана в стиле аккордеонно-размеренном, моментами живо напоминающими кабачно-блатной. Впечатление это поддерживается и некоторыми текстами, также отличающимися воровской лирикой середины века:
Он был парнишкой малых лет,
Работал вором на вокзале.
В один прекрасный летний день
Его менты с поличным повязали.
И если бы все песни альбома выдержаны были в этом стиле, пожалуй, лучше бы эти неизвестные песни так и остались неизданными. Однако на "Маде ин Жопа" присутствуют и песни старого ленинградского духа, и даже композиции, аналогов которым я в предыдущем творчестве Шнура и Ко найти не могу.
И небольшой постскриптум. Какие еще ассоциации приходят на ум при слове ЛЕНИНГРАД? Так вот, нецензурной лексики и прочих опасностей для детей до 16 у ТРЕХ ДЕБИЛОВ, как не странно, значительно меньше чем в песнях, скажем, на "Дачниках". Так что, можно сказать, милый альбомчик для семейного прослушивания.
Как я понимаю, главной проблемой, связанной с этим диском, был отбор для него тех или иных песен. Как известно всем, у группы Ленинград с Gala Records контракт на пять альбомов. Как известно многим, Сергей Шнуров - не из тех, кто приемлет какие-либо контрактные обязательства. Как известно некоторым, в начале года он взял да и записал сразу 4 альбома, дабы от любых обязательств перед лэйблом отвязаться. В буклете CD отдельная строка - "track listing - Леонид Федоров ("АукцЫон")". На альбоме - 15 песен, из которых половина хорошо известна благодаря регулярным концертам Ленинграда. Уж не знаю, чья это заслуга, - Шнура ли, Федорова или звукозаписывающей компании - но концепт соблюден, и лишним ничто здесь не выглядит. На первый взгляд.
С Нолем Ленинград уже не сравнивают. Зато все скоро будут сравнивать Шнурова с Сукачевым. Причем справедливо. И дело не в совместных выступлениях и попойках или все более схожей аудитории, а в том, что "альбом неизвестных песен группы Ленинград" - это Гарик (в своем окраинно-блатном амплуа) и есть. Здесь тебе и "За окошком месяц май", и "Бэла Чао", и "Ритка Дорофеева". Разве что тематика другая, песни покороче и записано все нарочито небрежно (в полной гармонии с названием пластинки).
Я, кстати, не стал бы говорить, что это очень здорово. Сказал бы зато, что и "Пуля", и "Мат" (без электричества который) были хороши в единственном экземпляре. Здесь же наблюдается некий симбиоз двух первых альбомов группы - с общим настроем первого и аналогичным второму стилем записи. Там, однако, стиль этот стал откровением, да и песен проходных на Мате не было. Здесь таковых ровно половина - отличная от той, что известна благодаря регулярным концертам Ленинграда ("Полные карманы", "Миллион алых роз", "Группа крови", "Хип-хоп", "Не со мной"). Разве что "Привет Тому Вэйтсу" своей идеей (вспомнить песню его самого, начинавшуюся со слов "Раз, два, три, четыре", и ответить intro "Ван, ту, фри, фоо" и воплями "Бьютифул, бьютифул!") заслуживает отдельного упоминания. Плюс на диво минималистичное (хотя штамп здесь малоуместен) авторства (правильно) Шнурова оформление, единственные элементы которого - шрифт Times New Roman и розовая расцветка (то-то пиратам раздолье).
Заканчивая обсуждения достоинств и недостатков студийного опуса исключительно живого и клубного (кстати) проекта Три Дебила, можно резюмировать: есть за что этот диск поругать. Причем нещадно. Шнур, однако, сам верно заметил: "Да, издателям не позавидуешь. Много я всякого говна написал". Какая трава, начальник?! Это же зеленый чай!.. Какое говно, ребята?! Это же Шнур написал!
Автор - Сергей Степанов aka Sgt. Рецензия взята отсюда.