Это - cамая известная
волынка в мире. Она получила свое развитие в 16 -19 веках в горном, гэйлик-говорящем
регионе и на западных островах Шотландии.
Современная волынка состоит из одной высокого тона трубки (pipe) с девятью
игровыми отверстиями, называемой chanter, одной большой басовой и двух
средних теноровых вертикальных трубок (drones), которые играют постоянный
басово-теноровый тон (бурдон). Все эти трубки соединены с резервуаром,
изготавливаемым из овечьей или козьей шкуры мехом внутрь (bag) . Музыкант
вдувает воздух через специальную трубку (blow-pipe) и, нажимая локтем
левой руки на резервуар, заполненный воздухом, пра-вой начинает играть
на игровой трубке. Три большие бурдонные трубки звучат са-мостоятельно,
давая постоянный протяжный звук, причем две из них (теноры) звучат на
октаву выше, чем бас.
Бурдонные и игровая трубки настроены на Bb по миксолидийскому ладу. Ноты
для волынки записываются на полтона ниже их фактического звучания (т.е.
Bb в литературе для волынки записывается как А). Диапазон шотландской
волынки чуть больше октавы - восемь нот от си-бемоль первой октавы до
ля малой. Cтрой волынки менялся со временем, сначала это был инструмент
с пентатоническим строем, характерным для кельтской музыки, с пятью игровыми
отверстиями, теперь ее диапазон расширился до восьми нот диатонического
порядка.
Древние шотландцы, кстати, как и представители других культур, использующих
волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным
звуком.
Неизменяющийся аккомпанемент бурдонных трубок - также древний аспект музыки
многих культур. Cегодня этот прием нередко используется, чтобы выразить
сильные эмоции в популярной, джазовой, оркестровой музыке и фоновой теле-
и киномузыке.
Волынка - громкий инструмент. Функционально это объясняет ее много-вековая
история: ее использовали в средние века как ритуальный и сигнальный инструмент
кланы горцев, позже она нашла свое применение в Британском военном оркестре,
объявляя сборы и вдохновляя солдат в сражениях. Звук шотландской волынки
разносится на расстояние до 2-х миль, однако это очень тихо по сравнению
с современными рок-группами, использующими каскады звукоусилительной аппаратуры.
В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии, теперь известные
как "piobaireachd" или pibroch или piper-stuff. В те времена на волынках
играли исключительно соло.
С разрушением общества горных кланов первоначальное утилитарное предназначение
волынки было утрачено и сегодня старинная функциональная клановая музыка
живет прежде всего как классическая форма, редко исполняемая современными
волынщиками для немногочисленных любителей этого рода музыки.
C исчезновением кланового общества могла бы исчезнуть и волынка, но в
это время большое количество горцев было завербовано в Британскую армию,
которая охотно использовала волынку, заставив, впрочем, ее ос-новательно
пересмотреть привычный репертуар. Шотландская волынка стала исполнять
военные, народные и танцевальные мелодии, адаптированные к походному движению
и передаче воинских сигналов. Эта новая музыка имела предсказуемую форму
и темп, позволяя многочисленным во-лынщикам играть вместе в сопровождении
барабанов на марше. Таким образом появился современный оркестр волынщиков
или иначе оркестр pipes-and-drums. Сегодня волынки, подобно древним музыкальным
инструментам многих культур, включены в cостав современных оркестров и
ансамблей и используются в новых музыкальных формах и стилях. Шотландская
волынка переживает сейчас новый пик популярности, и число людей, увлекающихся
игрой на этом замечательном инструменте быстро растет во всем мире.