WWW.SNZIPPERS.COM - официальная страница группы Squirrel Nut Zippers!
Bedlam Ballroom
Алексей Мунипов: "Squirrel Nut Zippers" - это такой культовый
шоколадный батончик. С орехами. А также прекрасный коллектив,
играющий так, словно на дворе по сей день тридцатые. Эра
биг-бэндов, горячего джаза, лакированных ботинок и
залихватских фиоритур на трубе стараниями банды приятелей из
маленького американского городка обрела второе рождение:
"SNZ", играя архаичную музыку Юга, умудрились попасть в
горячую ротацию MTV, продать бесчисленное количество пластинок
и обзавестись верной армией поклонников. Ансамбль этот часто
упоминают в связи с модой на нео-свинг, что захлестнула
Америку в середине девяностых, и совершенно незаслуженно:
ребята играют, конечно, и свинг, но вовсе не так, как
признанные апологеты жанра, те же "Cherry Poppin' Daddies" -
вместо ярой и совершенно прикладной танцевальной музыки "SNZ"
выдают хитрованский коктейль из рок-н-ролла, издевательских
песенок, невинных ухмылок и перченых дикси-мелодий,
приправленный к тому же каким-то совершенно гоголевским
сарказмом (первая же песня, на которой группа сделала себе
имя, называлась "Ад", с соответствующим текстом: пой, мол,
крошка, веселись - все мы встретимся в аду). Новый диск ничуть
не слабее предыдущих, хотя все ожидали обратного: из группы
ушел вокалист, отдал концы трубач, а у вокалистки родилась
прелестная дочурка.
Игун Шакор:
Сквиррелы-2000 вновь демонстрируют изумительные способности к
перемене саунда. Закрадывается ужасное подозрение: захоти
вдруг они перейти на какой-нибудь трип-хоп или рэп, у них и
это должно получиться. Звук нового альбома оказывается
неожиданно умиротворенным и идеально вписывается в настроение
"Семь утра после бурной вечеринки", но не потому, что трубач
уснул и не все музыканты еще подошли, а просто оттого, что все
лучшие тосты и остроумные шутки, заводные потасовки и
торопливая любовь в неподходящих местах, глубокомысленное
глядение на Луну и глубокомысленное глядение на Луну остались
уже позади и в голове теперь красиво, медленно и одиноко, как
Соня Хени, кружится одна-единственная мысль, случайная и
прекрасная. Заиграй бэнд чуть погромче и - мысль неловко
споктнувшись, просто-напросто упадет. А ведь не хочется:
услышать таких прозрачных, как на горном курорте, "Сквиррелов"
- просто подарок, да и когда еще они разрешат столько спеть
скромнице и оторве Катарине Уэйлен? Настроение выбрать из
кострища жизненного опыта самостоятельно: от самой удачной
новогодней ночи до торжественного выезда из игорного дома на
лимузине, сочувственно нанятом администрацией.
There once was a year called 1996. Hit songs came from bands like La Bouche. Humanity, near the brink of ruin, tottered, deserpate for salvation.
So when SNZ made their mainstream debut with Hot, they were a novel, welcome glimmer in utterly desolate terrain. They spawned a cadre of immitators, which turned their music into something that hardly resembled them. The public took swing classes. The media declared it a big band revival. Squirrel Nut Zippers did well, then disappeared...
Now it's 2000. SNZ have spent a significant amout of time out of the spotlight, and in their absense, they've been hard at work at honing their characteristic sound. On Bedlam Ballroom, these squirrelly cats are hopping on bluegrass, popping on classic jazz riffs, wailing their horns, and delivering 40 minutes of fun, fun, fun. There are a few curious twists — the opening of "Bedbugs," which even after a few listens makes me think I've accidentally loaded Paul Oakenfold into my stereo. And ballads like "Bent out of Shape," or "Hush," where Katherine Whalen's Billie-inspired vocals thrive in smoke and sex appeal. And "If it Ain't Broke, Don't Fix It," rings with down and dirty jamming and down-home advice. For SNZ enthusiasts, this album brings no no alarms and no surprises. It's done expertly, without a doubt. It's also, well, safe.
Safe is fine, but for a band which just a few years ago was the bee in the media bonnet, Bedlam Ballroom will be lucky to land generate even a sputter. They've done good, but they've not really moved much. For all anyone knows, it could still be 1996, and their signature "Hot Music" right now sounds pretty much like it did then. In all reality, it's probably better that this album stay in the hands of fetishists. They'll give it the respect they deserve. And I personally know no less than two people who tried to injure me to get at my advance copy of this album.
Still, the genre they've landed themselves in isn't an evolving one — it's one that's better off in the savory Sticks of the South. Too bad for the rest of us, though. Because I'd just die to see a Squirrel Nut Zippers / Nine Inch Nails collaboration.