1998 год принес поклонникам Кустурицы радостную весть: любимый режиссер, давший обет не возвращаться в большое кино после нападок на "Андеграунд", снял очередной шедевр. И тут же последовала весть печальная: Кустурица вусмерть разругался с Гораном Бреговичем, автором не менее выдающегося саундтрека. А это значит - прощайте лихие цыганские песнопения, без которых, в общем-то, и Кустурица не Кустурица... Но все оказалось не так грустно. Совсем недавно знатоки развенчали Бреговича: дескать, не сочинял он сам ничего, а синтезировал народные мотивы и беззастенчиво ставил под ними свое имя. Ну а искусного имитатора найти гораздо проще, чем талантливого сочинителя, что, собственно, Кустурица и сделал.
На пластинке в качестве авторов музыки обозначены Нелле Карайлич, Войислав Аралика и Дейан Спаравало. Не будем венчать их лаврами героев, ибо наверняка в будущем их объявят плагиаторами народного таланта. Упомянем лишь как исполнителей (сами спели, сами сыграли) музыки - настолько чудесной, что в чудо поверил даже критически настроенный автор обзора. Заглавная композиция "Bubamara" - извечная цыганская тема - не позволяет усидеть на месте. Другие песни - может, не столь задорные, но отнюдь не менее очаровательные. А "Pit Bull" - просто супермодный дискотечный хит, достойный радиоротаций. Одним словом: браво, Кустурица, браво, сотоварищи!
Саундтрек к очередному трагифарсу Эмира Кустурицы. На этот раз сербский режиссер не стал сотрудничать с Гораном Бреговичем, написавшим гениальное звуковое сопровождение для "Андерграунда", а пригласил сочинять музыку своих старых друзей из рок-группы No Smoking, в которой когда-то играл сам. Те тоже позвали друзей: двадцать музыкантов, два духовых оркестра, оркестр ударных и струнный квинтет Национальной оперы. Получившийся в результате ансамбль назвали так же, как и фильм: "Черный кот, белая кошка". Да простят меня фанаты Бреговича, но это самый лучший саундтрек из всех, что когда-либо украшали фильмы Кустурицы. Приятели режиссера - балканские цыгане Доктор Нелле Караджлич, Вожислав Аралика и Дежан Спаравало - оказались не длинноволосыми рокерами, а изощренными мастерами музыкальной стилизации.
Жанров на диске больше, чем песен. Одна только "Bubarama" существует в пяти вариантах: в виде застольной песни ("Main version"), в исполнении струнного квинтета ("Vivaldi version"), в стиле индейцев майя ("El Bubarama Paso"), в авангардно-минималистической обработке и в виде зажигательного танца. Балканы расположены на перекрестке культур Востока и Запада, их жителям не привыкать смешивать стили. В конце двадцатого века наступило время цыган. "Black Cat White Cat" играют цыганский свинг, цыганское танго и цыганский вальс. Но на этом Караджлич, Аралика и Спаравало не остановились. Альбом украшают и цыганский рок, и цыганская психоделика, и цыганский панк, и цыганское техно.