Лондонское трио The Tiger Lillies ("Тигровые Лилии") образовалось в конце восьмидесятых. Их сравнивали с The Pogues и Томом Вейтсом, их стиль называли уличной оперой, кабаре-роком и пост-панком. Однако никакой ярлык и сравнение к ним не приклеивается. Действительно, в их музыке можно заметить влияние таких музыкальных и театральных деятелей, как Бертольд Брехт, Курт Вайль (Kurt Weill), Жак Брель (Jacques Brel) и Спайк Джонс (Spike Jones), вплоть до Сондгейма (Sondheim), Эдит Пиаф (Edith Piaf) и Луиса Армстронга (Louis Armstrong). Вся мировая музыка, от цыганских баллад, немецкого кабаре, французского шансона до грязных тюремных блюзов и песен уличных музыкантов смешивается, разрушается и заново создается музыкантами этой необычной группы. А музыкантов-то всего три: Мартин Жак (Martyn Jacques - аккордеон, голос), Эдриан Стаут (Adrian Stout - контрабас) и Эдриан Хьюжд (Adrian Huge - ударные и перкуссия). В противоположность аскетичному концертному набору инструментов, в студии музыканты не отказывают себе ни в чем - на записях слышны самые разные инструменты: акустические гитары, духовые, клавишные и скрипки. Музыканты с радостью используют звуки несмазанных дверей и двуручной пилы, сигналы велосипедного гудка и забавное хихиканье мешочка со смехом. Три человека своими акустическими инструментами создают неповторимую эклектичную и эксцентрическую музыку необычайной мелодичности, красоты и эмоциональной силы.
Их песни, музыка и тексты - это всегда одна из крайностей. Либо это бесшабашное, дикое, почти карнавальное веселье, либо пронзительно-грустные песни. Однако, что действительно отличает тексты The Tiger Lillies от текстов других групп, так это эпатажность. Их грязные блюзы шокируют своей откровенностью и богохульными текстами. Они поют о проститутках и сутенерах, немощных стариках и инвалидах, трансвеститах и фриках, наркоманах, бомжах и неудачниках. Они поют о сексе с мухами и овцами, распятии Иисуса Христа и о том, как легко и весело убивать. "Мы не очень много поем о позитивных вещах" - говорит барабанщик Эдриан. "Да, мы поем о смерти, зверстве и болезнях, о вещах, о которых люди предпочитают не думать" - добавляет Мартин. Однако, то, что может пугать и отталкивать, не должно смущать слушателя - ведь как по-настоящему постмодернистская группа, "Тигровые Лилии" относятся ко всему этому с огромным чувством юмора. О страшных, неприятных и попросту "неполиткорректных" вещах Мартин поет очень высоким и красивым голосом профессионального оперного певца. Находящееся на грани между шуткой, эпатажем и плохим вкусом творчество группы, их богохульство и “извращенчество” нельзя воспринимать серьезно, тем более, что их самые шокирующие песни, как правило, самые же веселые.
Другой особенностью творчества группы является театральность. Их концерты, или, лучше сказать, шоу - это всегда неожиданно веселое представление. По сцене бегают заводные овцы, контрабасист снимает штаны и отплясывает в трусах, барабанщик разносит барабанную установку огромным пластмассовым молотком-гармошкой, а Мартин закатывает глаза, поет, орет, смеется, кривляется и гримасничает. На самом деле, The Tiger Lillies - действительно театральная группа. Из их театральных проектов наиболее известны два. The Tiger Lillies Variete ("Варьете Тигровых Лилий") - масштабное цирковое шоу с клоунами, силачами, жонглерами, акробатами и фриками, - настоящий sideshow. Музыка, которую музыканты исполняют в этом шоу вошла в альбом Circus Songs, вышедшем в 2000-м году на лейбле Red Moon/EastWest/Warner Records. Спектакль-мюзикл Shockheaded Peter: The Junk Opera ("Непричесанный Питер: Мусорная опера") - осовремененная инсценировка кровавых сказок детского психиатра Генриха Гофмана, написанных 150 лет назад (в русском варианте 1849 года - “Степка Растепка”) - получил широкое мировое признание как среди зрителей, так и среди критиков ("великолепно... убедительное напоминание о силе живого театра" - The Times). Это театральное действо, созданное The Tiger Lillies в сотрудничестве с авангардным лондонским Improbable Theatre ("Театр Невозможного", или "Невозможный Театр") и известной промоутерской группой Cultural Industry ("Культурная Индустрия"), представляет собой завораживающую смесь викторианской мелодрамы, кукольного театра, театра масок и готических историй ужасов: нечто пугающее и мрачное, но одновременно очень красивое. Кстати, Shockheaded Peter получил престижную театральную награду “Laurence Olivier Awards 2002” в категории ”Best Entertainment”, а Мартин Жак – в категории ”Best Performance In A Supporting Role”. В текущий момент группа сотрудничает с известным кинорежиссером Терри Гильямом (Terry Gilliam - "Монти Пайтон", "Бразилия", "12 обезьян", "Страх и ненависть в Лас-Вегасе") над созданием спектакля по мотивам странных и пугающих псевдо-детских историй недавно умершего писателя Эдварда Гори (Edward Gorey).
Успели музыканты сняться и в кино - рекламу собачьей еды с их участием показывали по немецкому телевидению, а самих их можно заметить в эпизодах фильма "Планкетт и Маклейн" (реж. Джейк Скот, в главных ролях Лив Тайлер, Джонни Ли Миллер и Роберт Карлил). Кстати, в этом фильме звучит и их музыка. Недавно же музыканты написали музыку и снялись в новом фильме Сергея Бодрова-старшего "Quickie: Сделаем это по-быстрому". Вместе с "тайгерами" в фильме снялись актеры Сергей Бодров-младший, Дженнифер Джейсон Ли, Владимир Машков и Генри Томас. В данный момент готовится несколько новых фильмов с участием группы, а тот же Бодров-старший снимает про The Tiger Lillies полнометражный документальный фильм.
The Tiger Lillies сотрудничали с самыми разными известными и неизвестными музыкантами, среди которых Дэвид Бирн (David Byrne - Talking Heads), Стивен Северин (Steven Severin - Siouxsie and The Banshees) и Бликса Баргельд (Blixa Bargeld – Nick Cave And The Bad Seeds, Einstuerzende Neubauten). В их дискографии числится совместный альбом с экспериментальной английской группой Contrastate, а недавно музыканты записали совместный альбом с Kronos Quartet.
The Tiger Lillies, давно уже успевшие превратиться из любимцев Лондонской богемы в легенду мирового культурного андерграунда, выпускают свои диски на собственном лейбле Misery Guts Music. Почти каждый вечер они играют в каком-нибудь зале в какой-нибудь стране мира - Англии, Канаде, Америке, Австралии, Чехии, Китае и т.д. В их репертуаре больше 300 песен, и постоянно пишутся новые. В их дискографии 12 альбомов, о группе восхищенно пишет вся мировая пресса и толпы фанов осаждают кинотеатры, бывшие ткацкие фабрики, маленькие клубы, просторные церкви и другие места, где им случается выступать.
Мартин Жак
Мартин Жак, лидер группы, родился в маленьком индустриальном английском городке Слау (Slough). Позднее он напишет песню со словами "I'll sing you a song if you drop a bomb on Slough" ("Я спою тебе песню, если ты сбросишь бомбу на Слау"). Мартин поступил в теологический колледж в Уэльсе на философское отделение, но через год его выгнали оттуда за то, что он, будучи сильно нетрезвым, положил голову свиньи с сигаретой "Мальборо" в носу на алтарь местной церкви.
Играть на клавишных инструментах и писать песни Мартин начал в 15 лет, а свою первую странную группу God And The Supreme Beings ("Бог и высшие существа") он организовал в конце 70х. Он пел с цветочным горшком на голове, а его будущая жена и менеджер The Tiger Lillies Софи Сишел (Sophie Seashell) играла на бас-гитаре. В начале 80х Мартин переехал жить в "район красных фонарей" Лондона - Сохо (Soho). Здесь он прожил 7 лет в квартире над стрип-клубом. Днем он продавал гашишные трубки и другие "сопутствующие" товары (а иногда и сами наркотики) на местном рынке, иногда переодеваясь в женскую одежду, и наблюдал за представителями лондонского "дна" - проститутками, наркоманами, сутенерами, ворами, извращенцами, пушерами, бомжами и неудачниками, а по ночам писал обо всем этом песни. В конце 80х его квартира вместе с огромным количеством текстов и записей God And The Supreme Beings сгорела, однако Мартин был готов к организации новой группы, которую назвал в честь одной печально известной проститутки, убитой в Лондоне, - The Tiger Lillies. Основатель и идеолог группы, "кастрированный бандит", борец с цензурой, ханжеством и посредственностью любит цитировать Жака Бреля, который однажды сказал: "Всех плохих музыкантов надо отстреливать". Надолго запоминается его манера одеваться а-ля Диккенс, носить шляпу-котелок, из-под которой свисает длинная косичка, петь с закрытыми глазами и лицом, искаженным от усилия. Ангельским голосом он поет о падении человека. Когда его спрашивают, что ему нравится в музыке, он говорит: "А я вообще не любитель чего бы то ни было. Я и музыку-то не особо люблю". "Однако, он любит мертвых музыкантов" - вставляет барабанщик Эдриан. "Ага, мертвых мы очень любим. И смешных тоже. Мы очень любим мертвых смешных людей. Спайк Джонс мертвый и смешной, Бертольд Брехт, Луис Армстронг, Эдит Пиаф, Билли Холлидей, Джанет Джексон. Хотя, это только кажется, что она мертвая. Она должна быть мертвая, хотя она и не очень смешная".
Эдриан Стаут
Эдриан Стаут, контрабасист, пожалуй, единственный из членов группы, кто является действительно серьезным музыкантом. Он успел поиграть в уйме джазовых, блюзовых и кантри-групп в самых разных странах (в том числе и в Индии) до того, как стал одним из "Тигровых Лилий". Здесь он заместил контрабасиста Фила Батчера (Phil Butcher), которому надоели постоянные гастроли и который хотел жениться. Эдриан отказался играть в группе поддержки Боба Дилана на концерте на стадионе в Вембли, потому что в этот же вечер он должен был играть с The Tiger Lillies в маленьком прокуренном пабе. С тех пор Эдриан ведет себя крайне неприлично: как и другие члены группы "любит" надувных овечек и одевается как проститутка, да к тому же еще отплясывает дикие танцы во время исполнения песни Suicide ("Суицид"), рисует цветными карандашами и поддерживает два веб-сайта группы - www.tigerlillies.com и www.shockheadedpeter.com.
Эдриан Хьюдж
Дэвид Бирн, когда впервые увидел барабанщика The Tiger Lillies, назвал его "Джеймсом Джойсом на барабанах". Эдриан работал в мясницких и кондитерских магазинах, магазинах по продаже мотоциклов, банках, чинил машины. Когда он заработал свою первую крупную сумму денег, он разменял ее на мелкие купюры, высыпал их на кровать, разделся догола и стал валяться и кататься по усыпанной деньгами кровати. Впервые он серьезно занялся музыкой в 1982 году, будучи участником группы Uncle Lumpy And The Fish Doctors ("Дядя Лампи и рыбные доктора" – познакомившись с творчеством группы “Ленинград”, Эдриан сказал что музыка его первой группы была очень похожей), а в 1989 он присоединился к только что образовавшейся группе The Tiger Lillies. Однажды Эдриан пришел на концерт в Чехии, ожидая увидеть приготовленную ему барабанную установку. Но вместо этого ему указали на гору отполированной кухонной посуды. Однако он ни капельки не смутился и весь вечер будоражил слух аудитории, вооружившись кастрюлями, сковородками и половником. С тех пор его барабанная установка выглядит как нечто среднее между современной скульптурой и магазином детских игрушек - наряду со стандартными барабанами и тарелками, Эдриан использует всевозможные пищалки, трещалки, стучалки и гремелки, а также полюбившиеся ему кухонные принадлежности. До сих пор Эдриан в свободное время любит чинить машины.